Принцесса Берениче

Начнем с того, что на прямую рассмотрим премьеру Принцесса Берениче. Премьера состоялась 9 февраля 1756 года и имела грандиозный успех. Помимо материальных выгод постановка принесла Глюку и моральное удовлетворение: от имени папы Бенедикта XIV ему был вручен орден Ватикана — почетный орден Золотая шпора, которым награждались крупные ученые, художники, композиторы, поэты.

Считается, что кавалеры ордена обретали не права, а лишь привилегии дворянства. Нам известно, как трудно было Моцарту, одному из кавалеров Золотой шпоры, воспользоваться этими привилегиями, хотя завоевал он этот орден еще в юношеском возрасте. В каком же году получил орден сам Глюк? Точного ответа на этот вопрос нет. Биографы расходятся во мнении ровно на один год. Часть из них считает, что произошло это сразу после премьеры оперы, другие уверены, что годом позже.

Думается, современному читателю интересно будет узнать, как выглядел этот орден. Обратимся к свидетельству Карла Диттерса фон Диттерсдорфа, который видел его на груди Глюка.

Этот орден выдавался в Риме. Его кавалеры носили титул Comites palatii romani. Они получали начертанный на пергаменте и отмеченный крупной печатью диплом. Как в Риме, так и во всех католических государствах они пользовались всеми свободами дворянства и могли беспрепятственно проникать в папский дворец. Они даже имели чин, которым обладали при прочих дворах Европы камергеры. Их орденский знак — крест желтой эмали, оправленный золотом, по форме такой же, как и крест Мальтийского рыцаря. Носили как тот, так и другой на шее, прикрепленным к ленте пунцового цвета; но встречались кресты и поменьше, из золота, прикрепляемые на груди, в красном банте, в петлице.

Это очень древний орден, который прежде обладал гораздо большим авторитетом, чем нынче. Чтобы способствовать расцвету прекрасных искусств и наук, главы римской церкви присуждали свой орден великим и выдающимся гениям, как, например, Метастазио, Бибиена, Гуарини и т. д. Теперь и Глюк получил свой орден, с этих пор он всегда подписывался таким образом: кавалер, шевалье или рыцарь Глюк.

Ко дню рождения императора Франца I Глюк написал трехактную opera seria Король-пастух на либретто Метастазио. Премьера была 8 декабря 1756 года в Вене. Либретто создано в 1751 году и тогда же переложено на музыку Дж. Бонно, которым Метастазио остался очень доволен. Глюковская музыка представляет собой главным образом строгую последовательность речитативов и арий da capo, лишь изредка нарушаемую пропуском арии, которую заменяет развернутый аккомпанированный речитатив, или ритурнеля. В операх конца 1750-х годов Глюк уже менее щедр на виртуозные вокальные партии; а при использовании таковых он нередко излагает фигурационные построения крупными длительностями, в результате чего их колоратурное начало остается непроявленным. Такие эпизоды встречаются и в Короле-пастухе. Тематизм оперы не отличается яркостью. Грация, сдержанность, уравновешенность, простота изложения — таковы основные его свойства. Даже в жалобе Агенора (ля-минорная ария из третьего действия Какие муки, какие страдания от любви) Глюк на протяжении 175-ти тактов этого номера не выходит за рамки благородного lamento.

В 1760 году Глюк написал театральную серенаду Фетида (или Тетида), либретто было написано Дж. Мильяваккой по мотивам древнегреческого мифа о матери Ахилла. Придворный стиль этой серенады отвечал духу празднества, по поводу которого она была создана. В октябре 1760 года отмечалась свадьба эрцгерцога Йозефа (будущего императора Йозефа II). О программе этих торжеств сообщает Венский дневник 1760 года (116, V-VI), он также дает представление об обстановке, в которой звучали оперы Глюка.